газета для изучающих английский язык School English
главная газета газета online activities recreation anglosphere world friends форум
cool | music | lyrics | cuisine | movies | sports 
School English
  • Stencil Art - искусство трафарета
  • Punk 2
  • Punk
  • Comics
  • Parcours
  • Avril Lavigne
  • Justin Timberlake
  • Jessica Simpson
  • George Gershwin
  • ALEXANDRA STAN (“Mr. Saxobeat”)
  • EXAMPLE (“Changed The Way You Kiss Me”)
  • Tracy Chapman (“Fast Car”)
  • Aloe Blacc (“I need a dollar”)
  • Snoop Dogg (“Sweat”)
  • Marion Cotillard
  • Ben Affleck
  • Anne Hathaway
  • Cate Blanchett
  • Orlando Bloom
  • Michael Phelps
  • Curling. Бильярд на льду
  • «Конская голова»
  • Rugby
  • реклама

    recreation /

    Газета School English #4, 2006

    Hippies (3)

    Jimi Hendrix
    Излишне даже и говорить, что тема последней части краткого описания культуры хиппи многолика и спорна. Практически каждая субкультура прошлого столетия строилась не из пустоты. Всегда можно обнаружить те или иные культурные предпосылки. Литература, изобразительное искусство, кинематограф и музыка. Музыка в особенности. Но именно этот предмет вовлек меня в раздумья и своего рода нерешительность. Посудите сами: есть панк-рок – есть панки; есть готический рок – есть готы и т.д. А вот о хиппи-роке мне не доводилось слышать никогда. Так что, судя по всему, к музыке хиппи следует причислить все наиболее выдающиеся рок-проекты 60-х годов прошлого века. Беру на себя смелость вкратце очертить вроде как хипанскую музыку от «британского вторжения» до Вудстока-69.

        Прежде всего, напомню читателю о том, что в жилище хиппи, помимо немыслимого количества растений, множества плакатов и прочих узоров, основным элементом все же была стереосистема. Стерео (в отличие от моно, звук делится на два канала), кстати говоря, стало общим достоянием в середине 60-х и очень быстро развивалось. Вскоре появились квадро- (четыре канала) и уж совсем навороченная квинтофоническая (пять каналов) звуковоспроизводящие системы. В принципе, в плане разложения звука на каналы современная технология не очень далеко продвинулась. А в те времена само стерео уже давало так называемый психоделический эффект, которым хиппи и наслаждались в каждый удобный момент. Под музыку хиппи ели, пили, любили. Хиппи просто жили под музыку. Рок-музыку. Американскую и английскую.

        Чтобы там не ворчали ксенофобы по обеим сторонам Атлантики, но если речь идет о рок-музыке, то можно смело заявить, что Америка и Англия сплелись куда более чем в дружеских объятиях. Именно из США рок пришел в Соединенное Королевство на виниле и в радио-эфире в 50-е. Все, что с того времени сочиняют, исполняют и записывают британские музыканты, сделано под всепобеждающим напором американского рок ‘н’ ролла. Англичане, однако, недолго оставались в нокдауне и вскоре нанесли по Соединенным Штатам мощный муз-удар, который известен в мировой музыкальной истории как «британское вторжение».

    The Greatful Dead
    The Greatful Dead
        Правда это или нет, трудно судить, но принято считать, что первым десантом на американский берег высадились The Beatles. Произошло это знаменательное событие в феврале 1964 года, когда о хиппи никто еще слыхом не слыхивал. И хотя на первых концертах битлов музыки почти не было слышно из-за воплей бьющихся в истерике девчонок, американцы полюбили эту группу раз и навсегда. Скип Стоун, которого я уже неоднократно цитировал, вспоминает в своей книге: «Когда в 1964 the Beatles прилетели в Америку, это было действительно вторжением новой музыки, нового стиля и новых отношений. Они не только перевернули вверх ногами музыкальный мир своими электрогитарами, своей счастливой гармонией, длинными волосами и поведением, но внезапно и сама музыка стала тем весельем, которое пропало со времен Элвиса. Нам их давно не хватало, и битломания захлестнула страну. … Невозможно оценить проникновенное влияние the Beatles на других музыкантов и всю историю человечества. Я не знаю ни одного хиппи, который бы их не любил». Надо добавить, что всего через пару-тройку лет ливерпульская четверка основательно прониклась культурой хиппи. Джордж Харрисон, к примеру, увлекся восточной культурой, вдохновив остальных битлов игрой на ситаре и философской лирикой. Уже после распада квартета Джон Леннон неоднократно проводил вместе с Йоко Оно акции протеста. В 1969 году в знак протеста против войны во Вьетнаме они провели свой медовый месяц в постели под постоянным надзором журналистов и телекамер, раздавая интервью и распевая антивоенные песни. А Пол Маккартни променял красавицу невесту Джейн Ашер, на странную американскую хипушку с волосатыми ногами и подмышками, Линду, чем немало удивил поклонников. Не говоря уж о том, что музыканты коренным образом изменили имидж: отрастили очень длинные волосы, отпустили бороды и перестали выступать в одинаковых костюмчиках, которые в свое время и делали их узнаваемыми.

        Тем не менее, гастроли одной единственной группы нашествием, конечно же, не назовешь. Вскоре по проторенной битлами дороге хлынули и другие британские рокеры: Herman’s Hermits, the Rolling Stones, Animals, Kinks и еще несколько десятков коллективов. Британцы навели в Новом Свете такого шороха, занимая верхние места в национальных хит-парадах, что американские музыканты стали задумываться, а стоило ли учить англичан рок ‘н’ роллу.

    The Doors
    The Doors
        Было бы, однако, ошибкой считать, что в начале 60-х в Америке не было местных выдающихся музыкантов. Достаточно упомянуть великого фолк-поп-рок барда Боба Дилана, чьи песни заложили основу целым музыкальным направлениям. «В начале 60’х Боб Дилан превратил фолк в музыку протеста, выпустив “Blowin’ in the Wind” и “The Times They Are A-Changin’”. Эти песни повлияли на каждого, кто считал себя музыкантом, и на все поколение в целом. Дилан, как поэт, напоминает нам, что слова и музыка могут быть великой силой. Никто не может остаться равнодушным к актуальности и мощи его песен», – пишет Стоун.

        А к 1967 году американские рокеры совсем оправились от шока и выставили против британцев целую обойму высококлассных музыкантов, объединенных в одно самобытное направление, которое как раз и можно назвать музыкой, наиболее отражающей идею хиппи. Речь идет о психоделическом блюзе, родоначальниками, которого считаются англичане The Yardbirds (в этой группе играли Эрик Клептон и Джимми Пейдж, между прочим) и американцы The Byrds. Битлы и роллинги тоже приложили руку, записывая психоделику в 1966 году.

        Наиболее яркими представителями этого течения в Америки были группы the Grateful Dead, the Doors, Love, и Jefferson Airplane, ну и непревзойденный гений электрогитары Джимми Хендрикс, конечно. В Великобритании – это, прежде всего, Pink Floyd.

        По словам Скипа Стоуна: «Grateful Dead были группой, которая очень много экспериментировала, и им удалось скроить свой собственный стиль американской музыки. Это чуть ли не единственная группа, где само исполнение было посланием. У Grateful Dead было хипповое, расслабленное отношение к вещам, благодаря уходу от эгоцентрического ощущения положения рок звезды, которого искали многие другие группы». Легионы поклонников, так называемых Deadheads, следовали за группой повсюду, считая их музыку неразрывно связанной с хипповым образом жизни.

        Другие классики психоделики, the Doors, подарили миру неувядаемую рок-икону страстного поэта и чувственного вокалиста Джима Моррисона.

    Janis Joplin
    Janis Joplin
        Что же касается Хендрикса, Стоун помнит его таким: «Это один из тех гениев, что появляются на свет один раз в сто лет. Словно святой он ходил среди нас, напоминая своим существованием, что существует нечто большее, чем мы в состоянии понять. … Его музыка могла поднять вас так высоко, что вы могли «поцеловать небо» или наоборот погрузить вас в «маниакальную депрессию». Его влияние на рок музыку очень глубоко».

        Другой важный вклад в историю современной музыкальной культуры хиппи внесли, проведя несколько крупных рок-фестивалей под открытым небом. Самым многолюдным и значимым событием такого рода стал Вудсток-69, который, будучи кульминацией молодежного движения 1960-х, собственно и возвестил, как ни странно, предстоящую вскоре и его (движения) кончину. Скип Стоун вспоминает: «Фестиваль Вудсток, проходил 15, 16, 17 и 18 августа 1969 года на ферме Макса Ясгура в Безеле, штат Нью-Йорк. Несмотря на некоторые организационные проблемы, фестиваль оказался, как и было заявлено «Тремя днями Мира и Музыки». … Насилия не было как на самом фестивале, так и в близлежащих окрестностях. Так же, как и краж с взломом. Самым тяжким преступлением было то, что люди перелазили через заграждения, чтобы не платить за билеты. … Самым притягивающим в этом событии были, конечно же, выдающиеся музыканты того времени: Jimi Hendrix, The Who, Janis Joplin, Jefferson Airplane, Crosby, Stills и Nash (их второе выступление на публике), Grateful Dead, Santana, Joe Cocker, Ravi Shankar, Richie Havens, Creedence Clearwater Revival и многие другие».

        О рок-фестивале в Вудстоке создан документальный фильм, получивший в 1970 году «Оскар», как лучший документальный фильм.

    Валерий Александров




    Читать еще в этой рубрике:

    Читать еще в этом номере:



           

    реклама


    поиск

    свежий номер
    School English #6, 2011
    купить
    подписаться


    реклама



    партнёры
    FranCite

    ссылки



    Сайт является творческим продуктом ООО "Концепт". При использовании материалов ссылка обязательна.