газета для изучающих английский язык School English
главная газета газета online activities recreation anglosphere world friends форум
cool | music | lyrics | cuisine | movies | sports 
School English
  • Stencil Art - искусство трафарета
  • Punk 2
  • Punk
  • Comics
  • Parcours
  • Avril Lavigne
  • Justin Timberlake
  • Jessica Simpson
  • George Gershwin
  • ALEXANDRA STAN (“Mr. Saxobeat”)
  • EXAMPLE (“Changed The Way You Kiss Me”)
  • Tracy Chapman (“Fast Car”)
  • Aloe Blacc (“I need a dollar”)
  • Snoop Dogg (“Sweat”)
  • Marion Cotillard
  • Ben Affleck
  • Anne Hathaway
  • Cate Blanchett
  • Orlando Bloom
  • Michael Phelps
  • Curling. Бильярд на льду
  • «Конская голова»
  • Rugby
  • реклама

    recreation /

    Газета School English #3, 2007

    Stencil Art - искусство трафарета

    Stencil Art - искусство трафарета
    Прокол на проколе
        Проживающая много веков назад на территории Аппенинского полуострова наиболее продвинутая часть народонаселения, для собственного увеселения придумала народную забаву – делать всевозможные отверстия в том, где эти отверстия смотрятся наиболее красиво и эстетично. Грубо говоря, художественное ковыряние стеновых панелей и прилежащих (стоящих) покрытий было очень популярно еще в древнем Египте, и одними из прародителей можно по праву считать тутанхамоновских современников, преклоняющихся перед сфинксами, кошками, скарабеями и прочей свято почитаемой живностью. Но, если честно, наскальная живопись все-таки, дальний родственник stencil-art. Ближайшая этимология этого сложно переводимого на русский язык понятия – трафаретить. Благодаря обширным словарным источникам, удалось установить – ит. traforetto от traforo «просверленное отверстие, прокол». Трафарет – простейший способ нанесения одинакового изображения на небольшое количество поверхностей. Трафарет, не то чтобы легко, но очень даже интересно попробовать изготовить из бумаги, картона, пластика, дерева и т.д.

        Материалы для изготовления трафаретов подбираются в зависимости от типа краски, длительности использования и типа нанесения. Принципиальными показателями также являются размер трафарета и размер наносимого с его помощью изображения. Не менее важным является подбор материала для нанесения трафарета. Максимально жесткий материал наиболее востребован для ровных поверхностей, ну, а максимально гибкий материал необходимо использовать для круглых, неровных поверхностей. Можно и нужно учитывать стойкость материала к определенному типу красок и растворителей. Можно, в конце концов, дойти и до продвинутого уровня трафаретов многократного использования. Но, не забывайте, что главным показателем является наличие некой смысловой составляющей в предполагаемом трафарете. Поскольку это не просто малевание кистью неких зашифрованных посланий на заборе. Это даже не один из оригинальных способов самовыражения более-менее художественным способом. Нужно помнить, что, собираясь «бомбить» очередную незапятнанную «стерильность», вы оставляете свой след в истории. А вот каким он будет, зависит от вас. Возвращаясь к историческому, но не всегда бесполезному опыту человечества, придется вернуться в незапамятные времена. Именно тогда, человечество начало использовать трафарет для тиражирования изображений. В древней Японии, к примеру, трафареты применялись в текстильном производстве при нанесении на ткань узоров. А в Европе XV века при помощи этого нехитрого приспособления раскрашивали книги и игральные карты.

        Как очень дешёвый и, при этом, достаточно эффективный способ политической пропаганды трафарет приглянулся революционно настроенным горожанам. Лозунги и портреты лидеров покрывают стены домов, начиная с конца XIX столетия. Парижские коммунары, итальянские фашисты, французские политически активные студенты использовали трафаретные надписи и рисунки, стараясь донести до масс свои взгляды. В наши дни сверхскоростей и невиданных технологий трафареты продолжают более или менее утилитарно использоваться в различных сферах жизни. Всем знакомы пугающие надписи «Не влезай – убьёт!» с символическим изображением молнии или чуть более загадочное – «Не стой под стрелой!». В ряде полиграфических процессов используется принцип трафарета. О роли трафарета в оформительском прикладном искусстве можно написать не одну книгу, причем художественную.

        Как лаконичный вид уличного граффити, являющегося частью современной городской культуры, рисунки на стенах при помощи трафарета (или стэнсил арт) получили распространение во Франции 80-х годов прошлого века. Первопроходцем считается парижанин Блек Лё Ра, впервые применивший аэрозольные баллончики с краской для нанесения рисунка. Во избежание неприятностей с полицией он работал исключительно ночью, и вот однажды в новогоднее утро недоумевающие жители французской столицы получили возможность полюбоваться сотнями крыс (лё ра – по-французски «крыса») и целой танковой дивизией на стенах Центра Помпиду. Поэтесса Мисс Тик, соратница Блека, растиражировала по всему городу свои автопортреты с лаконичными стихотворными строчками. Также большой известностью пользуется британский художник мастер трафарета Банкси. Этот вид граффити очень популярен в странах Латинской Америки, а австралийский город Мельбурн многие склонны считать столицей стэнсил арта.

        Как правило, трафареты наносят тёмной краской на светлую поверхность или светлой – на тёмную для достижения контраста, и в качестве красителя используются всё те же аэрозольные баллончики. Благодаря развитию химической промышленности, в нашу жизнь пришел цвет. Это, пожалуй, самое главное достоинство современной химической промышленности. Без неё, трафареты навсегда остались бы одноцветными. А так, нашим глазам предстает слоёное многоцветие трафарета. Для создания этого цветного великолепия последовательно применяются несколько заготовок. Нужно признать, что развитие человеческой цивилизации не прошло и без эволюции специальных техник городских разрисовщиков. Сегодняшний уличный художник, чтобы сделать трафарет, часто прибегает к современным материалам и технологиям. Эскиз готовится в компьютерной программе Photoshop, распечатывается на принтере и вырезается при помощи канцелярского ножа, который можно приобрести в любом соответствующем магазине.

        Материалом для изготовления трафарета может быть плотная бумага или картон, как обычные, так и ламинированные (некоторые используют коробки из-под конфет), линолеум или тонкий гибкий пластик. Кстати, пластик легко можно приобрести в любом канцелярском магазине в виде папки для бумаг с «уголком». При выборе материала для трафарета учитывается его долговечность и влагостойкость.

        Наиболее трудоёмким является непосредственно процесс вырезания, особенно в случае сложного изображения с множеством деталей. Важно помнить, что часто необходимо оставлять зазоры от 3 мм между деталями рисунка иначе деталь вывалится при вырезании вместе с общим контуром.

        Трафареты различного содержания наносят не только на стены и тротуары, но и, возрождая древнее назначение этой изобразительной техники, на предметы одежды (футболки, в основном). В этом случае краска (несмываемая) наносится при помощи малярного валика.

        Если речь идёт о трафаретах и других видах граффити на стенах домов, уличному художнику никогда не следует забывать о том, что его действия могут подпадать сразу под три статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации. Соответственно, деяния эти могут караться в зависимости от величины ущерба или степени оскорбительности рисунков и надписей, как крупным штрафом, так и тюремным заключением. Поэтому существуют альтернативные способы самовыражения при помощи трафаретов. К примеру, при проведении массовых санкционированных мероприятий можно украшать места их проведения трафаретами, нанесёнными разноцветным мелом на смоченную поверхность при помощи валика. В этом случае, рисунки легко смываются водой и избавляют авторов от ненужных проблем.

        Держа в уме исторический факт, что многие великие художники испокон веку подвергались неправедным гонениям со стороны властей, определенные меры для безопасности принять придется. В данном случае крайне полезным будет наличие воды и губки или на крайний случай заготовленные репродукции великих живописцев.




    Читать еще в этой рубрике:

    Читать еще в этом номере:



           

    реклама


    поиск

    свежий номер
    School English #6, 2011
    купить
    подписаться


    реклама



    партнёры
    FranCite

    ссылки



    Сайт является творческим продуктом ООО "Концепт". При использовании материалов ссылка обязательна.