Елена Евгеньевна Клековкина
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по анг- лийскому языку в Са- марской об- ласти в 2002 и 2003 гг.
Дорогие друзья!
С наступающим Новым годом вас!
Пусть он принесет вам много-много успехов (в том числе, успехов на ЕГЭ по английскому языку!)
В сегодняшнем номере, как мы и обещали, вы прочитаете некоторые рекомендации, на которые обязательно надо обратить внимание при подготовке к экзамену.
Прежде всего, несколько общих советов.
1. Больше читайте, слушайте записи английских текстов. Старайтесь выбирать тексты, разные по своим типам и жанрам. Пусть это будут и художественные тексты, и статьи из журналов и газет, и объявления, и интервью; прогнозы погоды и программы телевизионных и радио передач. Желательно, чтобы тексты были аутентичными, содержали современный английский язык. Такие тексты достаточно широко представлены в современных учебниках по английскому языку и аудиопособиях к ним. Например, в учебно-методических комплексах «New Millenium English» и «Cambridge English for Schools in Russia», которые являются ведущими в списке учебников, рекомендованных Министерством образования для использования в российских школах. Примеры упражнений и тестовых заданий из них мы не раз давали в нашей рубрике. Значительный опыт чтения вы приобретете при постоянном использовании газеты «School English».
При чтении и аудировании старайтесь понять смысл текста, даже если некоторые из слов, в нем содержащихся, вам не знакомы. Обращайтесь к словарю в том случае, если вы не знаете значения слов, без которых понимание текста невозможно.
Привыкайте воспринимать на слух диалогическую речь; мужские, женские, детские голоса. Многие участники экзамена отмечают, что раздел «Аудирование» оказался самым сложным именно из-за того, что на пленке звучали разные голоса, а они были к этому не готовы. Учитесь, прочитав или прослушав текст, определить его тематику и главные мысли. В текстах художественных и публицистических, в интервью, старайтесь понять скрытую информацию (например, отношение автора текста к тому, о чем идет речь, даже если напрямую он об этом не говорит, и т.д.).
2. Попробуйте записывать свою речь на магнитофон. С одной стороны, это поможет вам привыкнуть к присутствию магнитофона и избежать излишнего смущения на экзамене. С другой стороны, вы сможете прослушивать свои записи анализировать свою речь.
3. Внимательно изучите формат экзамена. По мнению всех участников экзамена, это безусловно необходимо, чтобы успешно его сдать. Обратитесь к демоверсии экзамена, которая в ближайшее время должна появиться на информационном сайте Министерства образования Российской федерации. До этого, чтобы не терять время, еще раз внимательно изучите демоверсию экзамена 2003 года. Экзамен 2004г. в некоторых своих частях будет несколько отличаться от экзамена 2003г., однако изменения в формате будут незначительными.
О некоторых из них можно сказать уже сейчас. Прежде всего, экзамен будет состоять не из четырех, а из пяти разделов. Это не означает, что он будет больше по объему, чем в прошлом году. Два задания по практическому использованию языкового материала (грамматике и лексике), которые ранее входили в раздел «Чтение», теперь будут представлены отдельно. Таким образом, экзамен будет состоять из разделов
«Аудирование» (3 задания),
«Чтение» (3 задания),
«Практическое использование языкового материала» (2 задания),
«Письмо» (2 задания)
«Говорение» (3 задания).
Как и в прошлом году, задания первых 3-х разделов будут сформулированы на русском языке, задания по говорению – на английском. В разделе «Письмо», в отличие от прошлого года, оба задания будут представлены на английском языке.
Советуем вам не просто проделать задания демоверсии, а внимательно изучить их и понять, какие коммуникативные умения проверяются в каждом из них. На экзамене это поможет вам сэкономить время, правильно выбрать стратегию выполнения заданий и успешнее с ними справиться. Например, в заданиях по чтению, где требуется найти в текстах ответы на предъявленные вопросы ( то есть запрашиваемую конкретную информацию), нет необходимости внимательно и подробно изучать содержание всех текстов. Достаточно их просмотреть, поэтому и чтение такого рода называется просмотровым. В таком виде заданий более внимательно стоит прочитать некоторые из текстов только в случае, если вы сомневаетесь в правильности своего ответа.
4. Учитесь точно понимать и выполнять инструкции к заданиям. Помните, что в инструкции нет ни одного лишнего слова, важна каждая ее деталь. С одной стороны, не делайте ничего лишнего, с другой стороны, выполните все, что требует от вас задание.
Сегодня мы постарались дать вам наиболее общие советы по подготовке к экзамену. В дальнейшем (особенно после опубликования демоверсии экзамена 2004 года) мы остановимся на каждом из разделов ЕГЭ. На основе анализа типичных ошибок ваших предшественников мы постараемся помочь вам избежать некоторых трудностей на экзамене.