газета для изучающих английский язык School English
главная газета газета online activities recreation anglosphere world friends форум
cool | music | lyrics | cuisine | movies | sports 
School English
  • Stencil Art - искусство трафарета
  • Punk 2
  • Punk
  • Comics
  • Parcours
  • Avril Lavigne
  • Justin Timberlake
  • Jessica Simpson
  • George Gershwin
  • ALEXANDRA STAN (“Mr. Saxobeat”)
  • EXAMPLE (“Changed The Way You Kiss Me”)
  • Tracy Chapman (“Fast Car”)
  • Aloe Blacc (“I need a dollar”)
  • Snoop Dogg (“Sweat”)
  • Marion Cotillard
  • Ben Affleck
  • Anne Hathaway
  • Cate Blanchett
  • Orlando Bloom
  • Michael Phelps
  • Curling. Бильярд на льду
  • «Конская голова»
  • Rugby
  • реклама

    recreation /

    Газета School English #1, 2007

    «Конская голова»

    «Конская голова»
    Дмитрий Белтов


    «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заняться спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят… Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты». («Хроники знатного города Лондона» монаха Стефаниуса, 1174 год.)

        Старый монах знал, о чем говорил. И в 21 веке целые группы людей, молодых и не очень, идут заниматься спортом на льду. Сегодня, правда, наличие острых железных палок на катках не очень приветствуется, да и берцовые кости животных лучше отдать бездомным собакам. Но суть происходящего не поменялась – стремление человека к эстетической красоте вне зависимости от природных стихий и времен года. При всем при этом, человечество постоянно что-то изобретало и придумывало для самосовершенствования, ну и забавы ради. Собственно коньки, а речь то идет как раз о них, являются отличной иллюстрацией к этому.

        Вообще, коньки – одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой замерзшей водой. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае – на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек – длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году.

        Первые коньки фактически были прототипом лыж и не имели заостренных ребер. Поэтому отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее.

        Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в 13-14 веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа послужило великому делу развития фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

    • Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
    • Русское слово «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
    • Все обязательные фигуры фигурного катания были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Здесь же были разработаны первые официальные правила соревнований.
    • В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание по фигурному катанию.
    • Русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт первый общественный каток в Санкт-Петербурге.
        Хорошо знакомый нам со страниц учебников по истории древности «железный век» был и в истории фигурного катания. Впервые о коньке из металла упоминается в 1380 году в скандинавском эпосе: герой подкованной сталью ногой врезает в лед руны.

        Итак, изобретение металлического конька не могло не способствовать дальнейшим изобретениям в области бега на коньках. К XIV веку научились делать движения (дуги) на одной ноге на наружном ребре, и этот шаг остался в истории фигурного катания под названием “голландский”. Для нововведений в технике голландцам пришлось видоизменить и сам конек: так появилось искривление самого лезвия и высоко загнутый носок.

        Голландия, сделав колоссальный шаг вперед в виде открытия наружной дуги, чуть ли не навсегда застыла на этом. Скорее всего, потому, что конькобежцами двигали простые хозяйственные нужды. Крестьяне, искавшие удобные и быстрые пути сообщения с рынками, невольно развивали скоростной бег по родной стране с медленно текущими, поэтому быстро замерзающими водами.

        Своей зимней потехе – катанию на коньках – обучили голландцы и мастерового из России Питера, который приехал учиться корабли строить. Не знали голландцы, что русский царь Петр I прорубит «окно в Европу» и для фигурного катания, ведь он первым в истории (1687 год) придумал глухое крепление конька к ботинку.

        Получается, что именно Пётр I и создал, таким образом, прообраз сегодняшнего оснащения фигуристов.

        Из Голландии коньки благодаря стараниям членов королевской семьи перекочевали в Англию. И ростки страны тюльпанов попали на благодатную почву. В 1760 году в Эдинбурге был создан первый на земном шаре спортивный клуб любителей катания на коньках. А накопленный опыт вылился в “Трактат о катании на коньках”. В нем были разобраны основные на тот момент элементы. В процессе изучения сложных фигур, именно англичане пришли к выводу, что коньки необходимо укоротить, придать им несколько округлую форму. Однако в Англии катание на коньках так и не смогло стать массовым.

        В нашей же стране к такому явлению, как фигурное катание отнеслись куда серьезнее.

        Несколько десятилетий фигурное катание, наряду с балетом и космосом, считалось «нашим всем». Сравнение уместное, если учесть, сколько приемов из арсенала русского балета позаимствовало русское фигурное катание, и тот факт, что первые медали международных турниров советские спортсмены завоевали в 1958 году – менее чем через год после того, как советский спутник вышел на орбиту. Получается, что «фигурная» и космическая эры начались в СССР одновременно.

        Но на этом параллели не заканчиваются: фигурное катание, как и космос, не имеет границ. Помимо любительского катания, существует профессиональное, открытое для нас лишь лет 15 назад.

        На большинстве турниров по фигурному катанию соревнования проводятся в четырех дисциплинах: мужском одиночном катании, женском одиночном катании, парном катании и танцах на льду. Общие принципы остаются неизменными для всех дисциплин: по результатам первого этапа формируются группы («разминки») для участия в следующем этапе; первой выступает та группа, участники которой заняли последние места на первом этапе, последней – та группа, участники которой были первыми. Программы, представляемые на разных этапах, оцениваются независимо друг от друга, и теоретически ничто не мешает спортсмену, ставшему на первом этапе последним, выиграть второй этап и даже весь турнир в целом.

        Впрочем, не взирая на всю теоретичность судебных решений, наши любители, а позже и профи неизменно побеждали практически на всех крупных международных турнирах. Причем не важно, в каком виде фигурного катания они выступали. Есть у нас свои чемпионы мира и олимпийских игр в одиночном катании у мужчин и женщин, в парном катании и спортивных танцах на льду. Так, самой юной фигуристкой (в возрасте 17 лет) завоевавшей золотую олимпийскую медаль была Екатерина Гордеева, трехкратной олимпийской чемпионкой в парном катании стала Ирина Роднина. Почин поддержали достойно на XIX и XX Зимних Олимпийских играх. В 2002 в Солт-Лейк-Сити, США, в состязаниях спортивных пар первенствовала российская пара Е. Бережная и А. Сихарулидзе, у мужчин победителем стал А. Ягудин, вторыми были И. Лобачева и И. Авербух в танцах на льду, а И. Слуцкая – в женском одиночном катании. Ещё более фееричным получилось выступление российских фигуристов на последней Олимпиаде в Италии. Практически все первые места во всех видах программы заняли наши фигуристы. Среди спортивных пар не было равных Т. Тотьяминой и М. Маринину, у мужчин бесподобен был Е. Плющенко, в танцах на льду блистали Т. Навка и Р. Костомаров, в женском одиночном катании И. Слуцкая блестяще исполнила свою программу, но из-за явной предвзятости судей заняла третье место.

        Особую ценность с таким трудом завоеванному титулу, придает факт не всегда корректного отношения судей к фигуристам из России. Конечно, кому может понравиться наше полное превосходство и в технике выполнения обязательных элементов и уж тем более в художественном воплощении ледового танца. Но помимо судей, есть простые ценители прекрасного, которые не всегда смогут четко определить принципиальные различия между понятиями: «перекидной», «сальхов», «флип», «тулуп», «риттбергер», «аксель», «лутц». Но зато всегда безошибочно определят, кто действительно выглядит наиболее артистично, технично и действительно достоин наград, признания и обожания. Впрочем, и вам не советую особо вдаваться в техническое дерби обязательных прыжков, поддержек и пируэтов, кстати, эти определения технических номеров в фигурном катании связаны с именами людей первыми исполнивших эти элементы. Интересно, что русских фамилий среди пионеров фигурного катания особо не значится, но посмотрите сами, как и на какую высоту, наши фигуристы подняли планку этого спортивного искусства. Так что пусть вас не останавливают существующие жесткие пробы на профпригодность, как-то: необходимость стоять на одной ноге с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками или непрерывное интенсивное вращение головой с обязательным сохранением равновесия. Даже если у вас не все будет получаться сразу и идеально, в любом случае свои скоростные и силовые качества, гибкость, координацию движений, хореографическую и акробатическую подготовку вы сможете основательно подтянуть. Ну и самое главное, прикоснутся, оценить, полюбить и нести по жизни приобретенное благодаря фигурному катанию чувство прекрасного у вас уже никто и никогда отнять не сможет.




    Читать еще в этой рубрике:

    Читать еще в этом номере:



           

    реклама


    поиск

    свежий номер
    School English #6, 2011
    купить
    подписаться


    реклама



    партнёры
    FranCite

    ссылки



    Сайт является творческим продуктом ООО "Концепт". При использовании материалов ссылка обязательна.