«Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заняться спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят… Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты».
(«Хроники знатного города Лондона» монаха Стефаниуса, 1174 год.)
Старый монах знал, о чем говорил. И в 21 веке целые группы людей, молодых и не очень, идут заниматься спортом на льду. Сегодня, правда, наличие острых железных палок на катках не очень приветствуется, да и берцовые кости животных лучше отдать бездомным собакам. Но суть происходящего не поменялась – стремление человека к эстетической красоте вне зависимости от природных стихий и времен года. При всем при этом, человечество постоянно что-то изобретало и придумывало для самосовершенствования, ну и забавы ради. Собственно коньки, а речь то идет как раз о них, являются отличной иллюстрацией к этому.
Вообще, коньки – одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой замерзшей водой. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае – на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек – длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году.
Первые коньки фактически были прототипом лыж и не имели заостренных ребер. Поэтому отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в 13-14 веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа послужило великому делу развития фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Русское слово «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
Все обязательные фигуры фигурного катания были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Здесь же были разработаны первые официальные правила соревнований.
В 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание по фигурному катанию.
Русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт первый общественный каток в Санкт-Петербурге.
Хорошо знакомый нам со страниц учебников по истории древности «железный век» был и в истории фигурного катания. Впервые о коньке из металла упоминается в 1380 году в скандинавском эпосе: герой подкованной сталью ногой врезает в лед руны.
Итак, изобретение металлического конька не могло не способствовать дальнейшим изобретениям в области бега на коньках. К XIV веку научились делать движения (дуги) на одной ноге на наружном ребре, и этот шаг остался в истории фигурного катания под названием “голландский”. Для нововведений в технике голландцам пришлось видоизменить и сам конек: так появилось искривление самого лезвия и высоко загнутый носок.
Голландия, сделав колоссальный шаг вперед в виде открытия наружной дуги, чуть ли не навсегда застыла на этом. Скорее всего, потому, что конькобежцами двигали простые хозяйственные нужды. Крестьяне, искавшие удобные и быстрые пути сообщения с рынками, невольно развивали скоростной бег по родной стране с медленно текущими, поэтому быстро замерзающими водами.
Своей зимней потехе – катанию на коньках – обучили голландцы и мастерового из России Питера, который приехал учиться корабли строить. Не знали голландцы, что русский царь Петр I прорубит «окно в Европу» и для фигурного катания, ведь он первым в истории (1687 год) придумал глухое крепление конька к ботинку.
Получается, что именно Пётр I и создал, таким образом, прообраз сегодняшнего оснащения фигуристов.
Из Голландии коньки благодаря стараниям членов королевской семьи перекочевали в Англию. И ростки страны тюльпанов попали на благодатную почву. В 1760 году в Эдинбурге был создан первый на земном шаре спортивный клуб любителей катания на коньках. А накопленный опыт вылился в “Трактат о катании на коньках”. В нем были разобраны основные на тот момент элементы. В процессе изучения сложных фигур, именно англичане пришли к выводу, что коньки необходимо укоротить, придать им несколько округлую форму. Однако в Англии катание на коньках так и не смогло стать массовым.
В нашей же стране к такому явлению, как фигурное катание отнеслись куда серьезнее.
Несколько десятилетий фигурное катание, наряду с балетом и космосом, считалось «нашим всем». Сравнение уместное, если учесть, сколько приемов из арсенала русского балета позаимствовало русское фигурное катание, и тот факт, что первые медали международных турниров советские спортсмены завоевали в 1958 году – менее чем через год после того, как советский спутник вышел на орбиту. Получается, что «фигурная» и космическая эры начались в СССР одновременно.
Но на этом параллели не заканчиваются: фигурное катание, как и космос, не имеет границ. Помимо любительского катания, существует профессиональное, открытое для нас лишь лет 15 назад.
На большинстве турниров по фигурному катанию соревнования проводятся в четырех дисциплинах: мужском одиночном катании, женском одиночном катании, парном катании и танцах на льду. Общие принципы остаются неизменными для всех дисциплин: по результатам первого этапа формируются группы («разминки») для участия в следующем этапе; первой выступает та группа, участники которой заняли последние места на первом этапе, последней – та группа, участники которой были первыми. Программы, представляемые на разных этапах, оцениваются независимо друг от друга, и теоретически ничто не мешает спортсмену, ставшему на первом этапе последним, выиграть второй этап и даже весь турнир в целом.
Впрочем, не взирая на всю теоретичность судебных решений, наши любители, а позже и профи неизменно побеждали практически на всех крупных международных турнирах. Причем не важно, в каком виде фигурного катания они выступали. Есть у нас свои чемпионы мира и олимпийских игр в одиночном катании у мужчин и женщин, в парном катании и спортивных танцах на льду. Так, самой юной фигуристкой (в возрасте 17 лет) завоевавшей золотую олимпийскую медаль была Екатерина Гордеева, трехкратной олимпийской чемпионкой в парном катании стала Ирина Роднина. Почин поддержали достойно на XIX и XX Зимних Олимпийских играх. В 2002 в Солт-Лейк-Сити, США, в состязаниях спортивных пар первенствовала российская пара Е. Бережная и А. Сихарулидзе, у мужчин победителем стал А. Ягудин, вторыми были И. Лобачева и И. Авербух в танцах на льду, а И. Слуцкая – в женском одиночном катании. Ещё более фееричным получилось выступление российских фигуристов на последней Олимпиаде в Италии. Практически все первые места во всех видах программы заняли наши фигуристы. Среди спортивных пар не было равных Т. Тотьяминой и М. Маринину, у мужчин бесподобен был Е. Плющенко, в танцах на льду блистали Т. Навка и Р. Костомаров, в женском одиночном катании И. Слуцкая блестяще исполнила свою программу, но из-за явной предвзятости судей заняла третье место.
Особую ценность с таким трудом завоеванному титулу, придает факт не всегда корректного отношения судей к фигуристам из России. Конечно, кому может понравиться наше полное превосходство и в технике выполнения обязательных элементов и уж тем более в художественном воплощении ледового танца. Но помимо судей, есть простые ценители прекрасного, которые не всегда смогут четко определить принципиальные различия между понятиями: «перекидной», «сальхов», «флип», «тулуп», «риттбергер», «аксель», «лутц». Но зато всегда безошибочно определят, кто действительно выглядит наиболее артистично, технично и действительно достоин наград, признания и обожания. Впрочем, и вам не советую особо вдаваться в техническое дерби обязательных прыжков, поддержек и пируэтов, кстати, эти определения технических номеров в фигурном катании связаны с именами людей первыми исполнивших эти элементы. Интересно, что русских фамилий среди пионеров фигурного катания особо не значится, но посмотрите сами, как и на какую высоту, наши фигуристы подняли планку этого спортивного искусства.
Так что пусть вас не останавливают существующие жесткие пробы на профпригодность, как-то: необходимость стоять на одной ноге с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками или непрерывное интенсивное вращение головой с обязательным сохранением равновесия. Даже если у вас не все будет получаться сразу и идеально, в любом случае свои скоростные и силовые качества, гибкость, координацию движений, хореографическую и акробатическую подготовку вы сможете основательно подтянуть. Ну и самое главное, прикоснутся, оценить, полюбить и нести по жизни приобретенное благодаря фигурному катанию чувство прекрасного у вас уже никто и никогда отнять не сможет.