Я с большой радостью продолжаю серию именно этой темой, так как с давних пор испытываю расположение к старушке панк-культуре, которой уже давным-давно пропиталась вся современная жизнь. И порой мне даже кажется, что и до нашей страны потихоньку добралась, правда в несколько усеченном виде.
Впрочем, не о нас расчудесных я собираюсь речь вести. Кстати, предупреждаю, в ближайших номерах четырёх, попытаюсь вкратце рассказать, что я обо всем этом деле сам помню, а что не помню или вовсе не знал никогда, так вместе и узнаем. А может, и не в четырёх даже. Пока не надоест, в общем.
Признаюсь, я собирался было начать с трудно перевариваемых идеологических предпосылок панка как явления в целом. Даже сам, было, пытался разобраться в разных ситуационизмах и леттризмах, но тут мне попался в руки один отечественный журнал со статьей, где вопрос шел отнюдь не о философии, а вовсе даже о географии. И отечественный же автор просто разнес в прах идею американского происхождения панка (как будто сам тогда все видел) и перенес сцену исключительно в Лондон.
Тут, конечно, можно возразить, что хоть в Соединенном королевстве и было всё ярче и самобытнее, судя по книгам и статьям, разумеется. Но порыв как-то почти сразу пошел на убыль и где-то затерялся. В то время как в Штатах панк-сцена… Или, как они говорят, хардкор-сцена, желая себя разграничить, видимо, с откровенно коммерческой тусовкой. Так вот сцена эта как молотила с 75-76го годов прошлого столетия, так и не прекращает беспорядки нарушать. Хотя всё относительно. Я вот слыхал, что сейчас истинные панки всё больше пацифисты и вегетарианцы. Но об этом потом.
Iggy Pop (1972)
И стало мне любопытно знать, насколько вопрос территориального происхождения панка освещен в медиа, да и важно ли это вообще кому-нибудь. И я стал вспоминать, что в разных источниках, причём, зачастую местных, почти все едины во мнении, что панк зародился в Америке. А почему, собственно, теперь думается мне. Не потому ли, что из других источников я узнал о том, как создатель поистине легендарных The Sex Pistols откровенный авантюрист Малькольм Макларен ездил году эдак в 74-м попытать счастья в Нью-Йорк и нахватался там разных штучек. Кстати, для тех, кто не в курсе, надо сказать, что Макларен, прежде чем стать легендой, был художником, антиобщественным элементом и владельцем специфического магазина одежды в Лондоне, который они держали с его тогдашней женой Вивьен Вэствуд. Так вот, узнал я из одного источника, что будущий начальник Пистолетов почерпнул из американских гастролей примерно, следующее. Видел совершенно безумных и неуправляемых рокеров вроде Игги Попа или New York Dolls, менеджером последних он даже пытался поработать, но ему якобы не удавалось с ними справиться, поскольку тем было практически все по барабану. Теперь название. Подумать только – название было не оригинальным. Хотя так часто, конечно, бывает, но тут случай особый. The Sex Pistols называлась одна из уличных нью-йоркских банд. А что до внешнего вида, то больше всего на Макларена повлияло знакомство с Ричардом Хэллом (еще одним рокером-безумцем). От последнего он перенял всклокоченные в разные стороны волосы и изодранную одежду, держащуюся на английских булавках. Но дело даже не только в Макларене. Читал одно интервью с тем самым Джонни Роттеном, где он утверждал, что просто зафанател по New York Dolls, когда те посещали с концертами Англию, и, следовательно, как музыкант находился под их влиянием.
The Sex Pistols (1976)
Вот такой, стало быть, получается импорт революции. На первый взгляд, естественно. Это, если предположить, что американские рок-беспредельщики самозародились в заокеанской дали. Но тут сразу вспоминается ещё одно явление в культурной жизни обеих стран. Речь, конечно же, о Британском Вторжении середины 60-х, когда в Штаты хлынули британские рок-музыканты, воодушевленные безоговорочной капитуляцией американцев перед The Beatles. Несколько десятков групп колесили с концертами по всей Америке. Но в данном случае, нас должны заинтересовать прежде всего The Kinks и The Troggs, потому что эти коллективы играли почти что панк, хотя об этом и не догадывались. Кстати The Kinks до сих пор выступают и скромно почитывают в рок-энциклопедиях, что повлияли практически на всех, кто играет хоть мало-мальски жесткий рок. Ну а уж песню Wild Thing, написанную второй упомянутой группой, многие завзятые панкеры считали просто идеальной в этом плане.
И вот под этим мощным влиянием в США зародилось явление известное в музыкальной истории под названием «гаражный рок». Гаражный, потому что играли его, в основном, любители после основной работы, репетировавшие в гаражах и прочих подсобных зданиях. Хоть их и было великое множество, но широкой известностью стали пользоваться лишь некоторые. Наиболее известны The Velvet Underground и MC5. Ну а позже из американского захолустья нагрянул безбашенный Игги Поп со своей бандой The Stooges и пошло, как говорится, и поехало.
Макларен возвращается в Лондон с единственной целью - создать самую отвратительную группу на свете. В США появляются Ramones, самая клёвая группа на свете.
Так и выходит всё время, что Штаты и Великобритания обогащают мировую культуру в процессе вполне здоровой конкуренции.