На двух страницах просто немыслимо уместить обзор выдающихся достижений женщин музыкантов за всю историю рок-н-ролла. Так что, я решил ограничиться 90-ми и 00-ми годами. К тому же о явлении «новой рок-революции», о котором шла речь в предыдущем номере SE, заговорили всего несколько лет назад. Однако, не вспомнить тех, с кого всё началось, я тоже не могу. Много чего бы не было в современном музыкальном мире без таких великих женщин, как покойные Нико (The Velvet Undeground) и Дженис Джоплин или ныне здравствующие Дебби Харри (Blondie) и Нина Хаген. Мы о них ещё поговорим как-нибудь в другой раз.
Сразу скажу, что я не склонен к нелепым рассуждениям на тему «Кто лучше, мужчины или женщины?» или «Могут ли женщины обходиться без мужчин?». Оставляю эти пустые разговоры специальным телепередачам, и без лишних слов перехожу к западной рок-сцене 90-х годов.
Hole – пожалуй, самая яркая американская женская группа того периода. Этот гранж-коллектив из Лос-Анджелеса широко известен не только благодаря явно феминистской направленности (хотя между тремя девушками затесался один гитарист мужского пола) и драматическим событиям, сопровождавшим творческий рост группы. Прежде всего, Hole ещё помнят благодаря прекрасной кинематографической карьере вокалистки группы Кортни Лав, фото которой вы видите в левом верхнем углу. Фильмы с её участием неоднократно показывали по российским телеканалам. Эта неординарная женщина (кстати, чрезмерно склонная к эпатажу) знакома любителям рок-музыки всего мира ещё и как вдова выдающегося рокера Курта Кобейна (Nirvana), покончившего с собой десять лет назад. После долгого перерыва, Кортни Лав, видимо, влекомая всеобщим рок-порывом, записала вполне приличный сольный альбом America’s Sweetheart, вышедший в феврале 2004-го.
Ансамбль, официально распущенный в 2002 году, подарил миру не только неугомонную Кортни. Из рядов Hole вышла и другая деятельница шоу-бизнеса первой величины: несравненная Мелисса Ауф Дер Маур (она играла на бас-гитаре в составе Hole и в другом очень значительном альт-рок ансамбле 90-х годов, the Smashing Pumpkins). Недавно Мелисса дебютировала с впечатляющим сольным альбомом хорошо принятым в Великобритании.
Говоря о феминизме в американском роке 90-х, нельзя не вспомнить чернокожую бестию по прозвищу Skin, лидера хеви-метал группы Skunk Anansie. Группа просуществовала с 1994 до 2001 годов.
Но это в США. А в английском роке тех лет самым заметным женским (тоже смешанным) коллективом, вне всяких сомнений, была зажигательная панк-группа Elastica. Сформированная высокопрофессиональной Джастин Фришманн, до этого игравшей на гитаре в Suede, группа стала бесспорным хитом по обе стороны Атлантики в 1995 году, когда одноимённый альбом группы занял верхнюю строчку национального хит-парада в Соединённом Королевстве. В России Elastica известна, в основном, благодаря британскому кинофильму Trainspotting (в российском прокате «На игле»), в саундтрек которого вошёл хит группы “2:1”. Записав ещё один классный альбом через целых пять лет, Elastica, к сожалению, в начале третьего тысячелетия распалась, передав эстафету целой плеяде женских и смешанных групп.
Примечательно, что невероятно крутой дуэт из Америки, The White Stripes, ознаменовавший наступление «новой рок-н-рольной революции», разнополый по составу: Джек и Мег Уайты, находящиеся в неясном родстве. Попеременно они себя объявляют прессе братом и сестрой или бывшими супругами. Когда я впервые услышал записи Уайтов, мне и в голову не могло прийти, что такой мощный звук могут производить два человека, играющие на двух инструментах. В то время как Мег от души колотит по барабанам, её брато-муж раздирает барабанные перепонки слушателей пронзительным вокалом и гитарным «беспределом». Ещё большим моё удивление было, когда я узнал, что, как и многие другие музыканты нового течения, The White Stripes не используют современных достижений электроники и информатики. Минималисты, одним словом.
В другом шумном дуэте, The Kills, нашли единение не только мужское и женское начала, но и Старый Свет и с Новым Светом. Участники трансатлантического блюзо-панковского дуэта, девушка из Флориды по прозвищу W (гитара, вокал) и лондонец по прозвищу Hotel (гитара, вокал, ударные), первое время пересылали друг другу записи по почте, что несколько замедляло их совместную работу. Тогда W пересёкла океан, но привычка, всё же, осталась. The Kills выступают вдвоём на двух гитарах (тоже без баса), а барабаны предварительно записывают.
Под предводительством лихой Karen O нью-йоркское панк-трио Yeah Yeah Yeahs записывает и исполняет музыку сходную по замыслу с вышеупомянутым дуэтом.
Лично мне больше по душе не менее «отвязная» урождённая Австралии «панкерша» Броуди Далл из американской панк-группы The Distillers. Кстати, не так давно Броуди носила фамилию мужа, видного калифорнийского панка, лидера известной группы Rancid, Тима Армстронга. С 2000 года The Distillers записали три энергичных альбома, навеянных уличной романтикой. Однако, и здесь не обходится без сильного пола: остальные участники групп – мужчины.
Что нельзя сказать про цельно-девчачьи ансамбли The Donnas и Electrelane. Музыка первого квартета из США выдаёт чисто женское видение тяжёлых рок-стандартов (AC/DC, Kiss, Motley Crue), замешанное на залихватском калифорнийском панке. Многие отмечают явно пародийное заимствование девушками классически мужских сценических приёмов, напускную «крутизну» и склонность к героическому позёрству. Записи четырёх Донн (их псевдонимы: Donna A., Donna R., Donna F. и Donna C.) пользуются устойчивой популярностью с конца 90-х по сегодняшний день.
В конце 90-х был сформирован и второй квартет из английского города Брайтон. Electrelane cо своего дебюта – явный фаворит критиков. Вполне заслуженно, на мой взгляд. Напоминающий Sonic Youth оживлённый нойс-рок и тексты песен, восходящие к работам немецкого философа Ницше, выдают ориентированность девушек на интеллектуальную молодёжь, то есть студенчество.
К сожалению, совсем не остаётся места для продолжения разговора. Надо сказать, что совместная работа в рок-группах музыкантов обоих полов, в последнее время становится повсеместной практикой, что меня как зрелого любителя рок-музыки только радует. Напоследок ещё несколько примеров смешанных рок-групп: The Von Bondies, The Little Killers, stellastarr*, Ikara Colt, Dover, The Zutons, The Dandy Warhols, Ash, The Original Sinners и др.
Я на время отложу музыкальную тему. В ближайшем номере вы найдёте материал о влиянии субкультуры на молодёжную моду в одежде и аксессуарах.